На российском рынке крупногабаритных шин для горной отрасли сложилась непростая ситуация – уход премиум-брендов с российских просторов сформировал дефицит шин необходимого типоразмера и качества. В этих условиях компания «ЕРТ-Групп», хорошо знакомая специалистам как поставщик импортных КГШ, решилась на большой шаг – запуск собственного бренда КГШ Minering. В интервью журналу «Добывающая промышленность» директор ООО «ЕРТ-Групп» Василий Ракитин подробно рассказал об этом значимом для индустрии событии. Фото dprom.online Вопрос:Василий Алексеевич, расскажите, что сейчас происходит на рынке КГШ? С какими задачами и результатами вы будете встречать Новый год? Василий Ракитин:2022 год стал испытанием для многих компаний России, причём не только в нашей отрасли. В условиях санкций, большинство из нас, предпринимателей, оказалось перед выбором, примерно, как в русских сказках: «Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – жизнь потеряешь, прямо пойдешь – жить будешь, да себя позабудешь». В нашем случае выбор был следующий. Первый вариант – релоцировать многолетний бизнес в Казахстан и открыть филиал, подключиться к офису поставок Bridgestone в Дубае («ЕРТ-Групп» много лет являлся одним из крупнейших дилеров Bridgestone на территории России, – прим. ред.) и пытаться продолжать поставлять КГШ этого бренда нашим клиентам. Второй путь – выводить активы и занимать выжидательную позицию. Ну и третий – искать новые пути для сохранения доли рынка, роста и развития. Фото dprom.online Первый вариант отпал, когда мы посчитали стоимость привезённых таким способом шин для конечного потребителя. Второй я сам себе не разрешил рассматривать всерьёз, не так просто расстаться с делом, которым жил 17 лет: компания давно перестала быть просто каналом зарабатывания денег. Оставался третий путь – поиск новых решений, а также, как бы высокопарно ни звучало, – поддержка горнодобывающей отрасли в России. Вопрос:Вы сейчас говорите об иностранных производителях КГШ? А как насчёт российских? Василий Ракитин:К сожалению, в России нет производства КГШ, а тем более СКГШ. И на текущий момент никто из основных игроков этого рынка не готов инвестировать в строительство такого завода, а подобных планов в федеральных проектах нет, но даже при поддержке государства строительство подобного завода – это не просто здание, станки, печи, пресс-формы. Главное, чего у нас нет, – это технологии. Это только стороннему обывателю шина кажется куском резины круглой формы. На самом деле крупногабаритная шина – высокотехнологичный продукт. Нужны знания, технологии, сырьё. Фото dprom.online Сырьё в данном случае – это как минимум металл и каучук. Если первый можно приобрести в России, то второй придётся опять же импортировать, и мы снова упираемся в санкции. В общем, строительство завода в России как экстренная мера для импортозамещения – вариант красивый, но малореалистичный. Вопрос:То есть остаются поставки КГШ из «дружественных» стран? Василий Ракитин:Да. И мы стали смотреть в сторону увеличения импорта из Китая. Наша компания и прежде являлась дилером производителей КГШ: Techking, Zowin. Шины эти проверенные, отношения с заводами хорошие. Но дело в том, что увеличить долю импорта этих производителей мы, конечно, сможем, но недостаточно для покрытия спроса. Мы подняли наши старые связи с крупнейшим заводом Китая в сфере производства крупногабаритных шин – Tianli, но оказалось, что и здесь скорость и объёмы выполнения заказов недостаточны. А линейка шин не отвечает в полной мере образовавшемуся спросу. Вопрос:А почему есть сложности со скоростью выполнения заказов? Ведь китайская промышленность этим и славится. Василий Ракитин:Расскажу, как идёт работа в нашей отрасли. Сейчас, в конце года, мы получаем шины, заказанные и предоплаченные в июле. Дело в том, что на продукцию большинства хороших китайских заводов спрос устоявшийся. Это в России до недавнего времени многие заказчики говорили: «Только не Китай». Фото dprom.online А Китай, между тем, умеет делать продукцию разного уровня качества, в том числе наивысшего. И шины поставляет от соседнего с заводом порта по всему миру (в Австралию, Канаду, Чили и ЕС). Так вот, китайские заводы ясно дали понять, что нас любят, ценят и уважают, но клиентов из Латинской Америки или Австралии ради нашей ЧС не бросят и выделять объёмы будут по мере сил. Вопрос:Так есть ли в таком случае выход? Василий Ракитин:Мы его нашли: решили пойти дальше и возродить многолетнюю идею собственного производства шин на базе промплощадок Китая. Работать, используя их налаженную систему поставок комплектующих и материалов, их технологии, привнеся в это свои знания в области эксплуатации шин, заключив контракты с инженерами австралийско-канадской и европейской компаний по производству шин, авторитетными консультантами со всего мира, направив часть из них в Китай, при поддержке наших специалистов по организации производства. Так появился наш собственный бренд шин – Minering. Фото minering.ru Вопрос:Об этом прошу рассказать подробнее. Василий Ракитин:Мы поставили перед собой задачу создать шины, которые покажут наибольшую эффективность в условиях добывающих предприятий, причём мы ориентируемся на объекты как открытых, так и подземных горных работ. Мы хорошо знаем, что такое шина для карьерной и шахтной техники, какие нагрузки она испытывает, какие повреждения для неё характерны. Поэтому особенности материалов, конструкции, состав резиновой смеси – всё это работает на повышенную ходимость шины, в том числе на абразивных грунтах. На этом рынке «ЕРТ-Групп» работает много лет, компания накопила большой опыт. Мы знаем сильные и слабые стороны шин разных брендов, понимаем, какие решения показывают себя наилучшим образом в конкретных условиях эксплуатации, мы переняли знания наших зарубежных партнёров. Всё это воплотилось в проекте Minering. Мы стремились создать шины, продуманные до мельчайших деталей, уделяли внимание и резиновым смесям, и корду, и рисунку протектора, и другим особенностям. Мы использовали как решения, проверенные многолетней эксплуатацией на горнодобывающих предприятиях нашей страны и за рубежом, так и новые уникальные разработки. Фото minering.ru В перспективе мы хотим перенести наше производство в Россию, хотя, повторюсь, здесь не обойтись без госучастия и серьёзных капитальных вложений не только в строительство завода, но и в смежные производства по поставке сырья и комплектующих, а также машин и оборудования. Для будущего отрасли такие проекты обязательно должны быть реализованы, и мы готовы в них принимать активное участие. Вопрос:Производства КГШ в России нет, и это действительно проблема. Но в последние годы отечественные компании поднаторели в деле сервиса. Насколько этот аспект важен для КГШ, и есть ли у «ЕРТ-Групп» компетенции в этой области? Василий Ракитин:Безусловно, и этот опыт мы намерены использовать сегодня, для данного рынка это очень ценно. Смотрите, есть три главные статьи расходов горнодобывающего предприятия: это ГСМ, КГШ и БВР. К работе во всех этих направлениях добытчик всегда подходит очень ответственно. Если говорить о КГШ, то такой параметр, как ходимость шин, выливается в существенные расходы или в их существенную оптимизацию. Потому-то заказчики из отрасли и выбирают раскрученные бренды, хотя их продукция всегда была недешёвой: показатели ходимости здесь являются ключевыми. Эти особенности мы хорошо знаем, а также знаем рынок КГШ и возможности разных производителей. Поэтому и в прежнее время мы могли предложить заказчикам альтернативу – продукт менее известного бренда, который хорошо покажет себя именно в условиях эксплуатации нашего заказчика. К нам, как к экспертам, часто обращались и обращаются как клиенты, так и многие производители шин. В результате мы получаем проверенные данные о возможностях шин и эту информацию предоставляем нашим заказчикам. Хочу сказать, что для крупнейших добывающих предприятий, таких, как «УГМК» или «Норильский никель», эффективность важнее бренда, и совместно мы ищем наиболее подходящий вариант. Фото dprom.online Но говорить и обещать – это одно, а прозрачный контроль и мониторинг качества и ходимости – совсем другое. И мы создали инновационный проект – решение для контроля качества шин UTS (Underground Technical Solution). Это «подземный стандарт качества шин», который мы и наши партнёры будем продвигать не только в России, но и в других странах. Речь идёт в основном об инженерно-техническом контроле качества поставляемых шин в режиме реального времени. С предоставлением отчётов нашим заказчикам. Знак качества UTS на шине будет подтверждать «отличную» ходимость, в случае ухудшения результатов шина будет автоматически исключаться из «элитарного» списка. Ценовые параметры учитываться не будут – только технические характеристики и срок беспроблемной эксплуатации. UTS является отдельной организацией, в которой уже трудятся специалисты, ранее работавшие в компаниях Sandvik, Metso Outotec, Atlas Copco и других. Организация поддерживается несколькими крупными горнодобывающими предприятиями. Их знания и опыт помогут составить специальные контрольно-учётные книги с внесением достоверной информации. В случае успеха этой идеи знак UTS будет означать «качество шины для подземной добычи гарантировано». Сама идея уже реализована в других отраслях. Примером может служить Lloyd’s Register для судового оборудования. Без сертификата Lloyd’s Register на краску нельзя использовать этот продукт в отрасли – это просто нереально. При этом Lloyd’s – частная компания. Мы делаем то же самое. Проект UTS открыт для сотрудничества с другими производителями шин. Фото dprom.online Думаю, что всё это плюс наши знания и наработанная практика поставок помогут новому бренду Minering завоевать свою нишу на рынке КГШ.
Василий Ракитин: «Мы стремились создать шины, продуманные до мельчайших деталей»
06
Дек